субота, 8 квітня 2017 р.

Жизненный сценарий есть у всех (часть 1) - /интервью изданию Медпросвіта/

 / Статью взяла с сайта издательства: https://medprosvita.com.ua/zhiznennyiy-stsenariy-est-vseh-chast//
Если вам кажется, что ваша жизнь идет по одному кругу, вы хотите с этим круговоротом что-то сделать, но ничего не получается, значит пришло время проанализировать Ваш жизненный сценарий!
Понятие жизненного сценария пришло к нам из транзактного анализа. Один из ведущих исследователей этого феномена, Клод Стайнер, дал сценарию следующее определение: жизненный сценарий — это неосознанная программа жизни. 
Если развернуть и уточнить это определение, то получим следующую картину:
От самого рождения и до сегодня мы набираем определённый жизненный опыт.
С рождения до трёх лет единственным источником информации о мире являются родители или опекуны.
Своим поведением и реакциями родители дают нам стартовый набор представлений о мире и о себе.
К примеру, даже будучи младенцем, человек делает первые выводы о том, ценна ли его жизнь. Если мать не настроена на ребёнка и находится в гневливом или депрессивном состоянии — младенец мгновенно это считывает (особенность нервной системы детей).
Позже человек адаптируется к своей семье и учится как надо себя вести, чтобы быть для близких таким, какой им нужен и каким ребенок им нравится. Поначалу выводы и установки носят сугубо эмоциональный характер.
Со временем, по мере формирования когнитивного компонента, ребёнок начинает строить логические связи и усваивать вербальные послания от значимых фигур, к примеру «не плачь, ты же мальчик». Кроме того, в течение долгих лет ребёнок наблюдает то, как родительские фигуры справляются с жизнью и это тоже входит в понятие сценария. Набор всех установок, выводов и инструкций о том, как правильно жить — это и есть сценарий. 
Говоря о сценарии, необходимо упомянуть структуру личности по теории транзактного анализа. В этой структуре есть три части — эго-состояния:

1. Родитель

Это сформированная значимыми фигурами структура, в которой содержатся образы значимых родительских фигур в виде посланий, запретов, предписаний и разрешений. Они могут быть как словесными, так и поведенческими. Словесные послания могут прямо так и звучать: «не чувствуй гнев/ грусть/ радость» или как разрешение, к примеру «ты можешь быть собой». 
Если послания направлены на заботу о потребностях Ребёнка, то речь идёт о Заботливом Родителе, если в них содержится контроль и доминирование — о Контролирующем Родителе. В Родителе содержится та часть сценария, которая формирует представления о «чёрном» и «белом». К примеру, в виде убеждения «если ты будешь успешной в бизнесе — ты будешь одинока». Такое убеждение могло быть сформировано под влиянием матери, отказавшейся от карьеры ради семьи и постоянно повторяющей, как это плохо, строить карьеру. Важно, что Родитель является чужим опытом и редко имеет связь с личным опытом.

2. Взрослый

Это часть личности, которая находится в абсолютном рациональном контакте с реальностью. Она логична и не окрашена эмоциями. Однако, Взрослый осознаёт установки и принимает непредвзятое решение о том, как с ними обойтись. Во взрослого интегрируется та часть сценария, которая знает ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы соответствовать представлениям Родителя и потребностям Ребёнка.
Это может выглядеть как точное знание, например, как именно женщина должна терпеть агрессивное отношение мужчины и что она должна делать, чтобы сохранить созависимые отношения. Потому что так делала мать и не жаловалась. 

3. Дитя

Это часть нашего собственного эмоционального опыта, прожитого на разных этапах развития. В Ребёнке живут потребности, эмоции и чувства, страхи и предубеждения, автоматические реакции и телесные ощущения. Ребёнок формируется под влиянием внешнего и внутреннего Родителя. В зависимости от того, как мы адаптировались к нашей семье и окружающему миру в детстве, формируется один из трёх видов Дитя:
  • Адаптивный — тот, который приспосабливается под директивного Родителя и всех похожих людей;
  • Бунтующий — тот, который уже устал адаптироваться и проявляет своё недовольство бунтом;
  • Свободный — творческий и идущий за своими потребностями.
В Детской структуре содержится та часть сценария, которая отвечает за наши эмоциональные реакции и опасения, предрассудки. К примеру, молчать о плохих условиях работы из страха быть уволенным. Страх быть отвергнутым и исключённым из определённого круга — усвоенная адаптация, выученный страх. Принятый, к примеру, во время наблюдения за глубокой депрессией отца после увольнения.
Таким образом, сценарий — это набор опыта, передаваемого через многие поколения. Это нечто знакомое и потому безопасное, пусть и некомфортное.
Но мы уже точно знаем, чем начинается и заканчивается жизнь по сценарию! 

Продолжение следует…

Немає коментарів:

Дописати коментар

Поделитесь своими впечатлениями, мыслями - давайте обсудим:)